Maxim Andreev (engineerandreev) wrote,
Maxim Andreev
engineerandreev

МГТУ им. Н.Э. Баумана. Продолжение.

После провала во втором семестре я осознал, что теперь я троечник. Теперь у меня было два пути - взять себя в руки и в следующем семестре во что бы то ни стало закрыться на стипендию, либо смириться и особо не напрягаться по поводу оценок. Конечно же, я выбрал второй вариант. Но при этом я, как и прежде, хотел стать хорошим (а не удовлетворительным) инженером.
Чтобы разрешить этот когнитивный диссонанс, мне пришлось мысленно разделить все изучаемые предметы на "нужные" и "ненужные". В период с первого по третий курсы к ненужным предметам были причислены: физика (особенно, квантовая!), химия, теория функции комплексного переменного, теория вероятностей, отчасти термодинамика и теплофизика. Нужными мне показались: история, теоретическая механика (особенно в части теории колебаний!), валеология, сопротивление материалов, философия, метрология, культурология и материаловедение. Была и третья группа предметов от которых я был просто в полном восторге: инженерная графика, теория машин и механизмов и детали машин.
Соответственно, с "ненужными" предметами я не парился и, соответственно, не расстраивался из-за оценок по ним, а по "нужным" изо всех сил старался получить не меньше четвёрки. По поводу преметов от которых я был в восторге, я вообще не переживал, т.к. всё равно считал, что знаю их на отлично.
Да, возможно, мой список нужных предметов может показаться странным многим технарям. Я и сам считаю, например, что нельзя насильно пичкать технарей гуманитарными предметами, но так уж вышло, что мне все они приходились очень даже по душе.
Началось всё с истории, которой я увлекался ещё в школе (если можно считать увлечением историей чтение мемуаров немецких лётчиков времён второй мировой войны). Тогда мне удалось выступить на конференции со своей любимой темой (самолёты времён Великой Отечественной войны) и понеслось... На культурологии я с удвольствием брался за доклады про всякий антропологический эгоцентризм, а на философии даже решил не только выступить на конференции, но и написать свою статью. Ну а учебником по политологии я зачитывался не меньше, чем на первом курсе инженерной графикой.
Что касается технических предметов, то мне не удалось разделить традиционного ужаса по поводу "великого и ужасного" сопромата. Как выяснилось, все студенческие страхи перед ним были вызваны прежде всего тем, что это был первый предмет, по которому не могло быть никакого школьного задела знаний. Ну а на школьный задел я и так особо не мог рассчитывать, поэтому просто стал учить всё с самого начала. Благо, угадывать где треснет какая-нибудь рама - одно удовольствие.
Значительно хуже дела обстояли, например, с квантовой физикой. Мозг упорно отказывался представлять электроны в потенциальных ямах, каким образом частица света может быть и волной и частицей, и уж тем более понимать как кот Шрёдингера может быть одновременно и жив и мёртв... Я честно отходил на все лекции, понял, что шансов сдать экзамен у меня нет, а сдать его хотелось (тем более, что до этого у меня было три пятёрки и одна четвёрка). Поэтому я засел писать шпоры.
Подготовился я основательно. Шпоры разложил по карманам в строгом соответствии с номерами билетов, сел на самую последнюю парту и удачно скрылся за одногруппниками. Взял билет №14, уверенно отсчитал в кармане нужную шпору и собрался списывать... До сих пор не понимаю как это произошло, но мой манёрв оказался моментально раскрыт преподавателем, который попросил меня показать что у меня в руке. Фокус с показыванием руки без шпаргалки тоже не удался, поэтому мою единственную зацепку за хороший исход экзамена пришлось сбросить на пол...
Преподавателю и этого оказалось мало. Он подошёл ко мне, поднял шпору с №14 в заглавии, сравнил с номером моего билета и зачем-то спросил моя ли эта бумажка. Пф! Ради того, чтобы никогда больше не заглядывать в учебник квантовой физики я был готов назвать белое чёрным, а кота собакой. Конечно же не моя! Таким образом, ему не удалось выудить моего формального признания, поэтому я всего лишь отправился на первую парту. Битый час я пытался вытащить электрон из потенциальной ямы, исписал два листа, но так ничего толком не вышло... Кое-как написал теорию и отправился повторять подвиг Матросова.
Естественно, с моими и без того шаткими позициями претендовать я мог только на тройку. Заявления, что я знаю значение постоянной Планка и читал кто и как открыл мезоны, не возымели должного результата, поэтому пришлось выводить уравнение Шрёдингера из динамического в стационарное. Обидно, конечно, ведь предыдущий человек не смог этого сделать и получил четвёрку (это был дополнительный вопрос на отл), но мне уже было не до сожалений.
Согласившись поставить мне тройку, преподаватель ещё поколебался, заглянув в мою зачётку, но после моего откровения, что квантовую физику я не понимаю и не хочу понимать, всё же поставил заветную тройку...
Не всегда всё было так печально. Так, например, мне очень сильно повезло с теорией вероятностей. С самого начала я записал её в категорию антинаучных теорий и принципиально не ходил на лекции, а семинары посещал через один. В конце семестра стало известно, что зачёт будет принимать семинарист. Всё бы ничего, да только нужно было сделать довольно большое по объёму домашнее задание... Естественно, я отложил его на самый конец семестра, т.к. знал, что в интернете есть готовое решение, куда нужно всего лишь подставить свои цифры. Я даже было начал этим заниматься, но вдруг понял, что это выше моих сил и нужно как-то спасаться... Спасение пришло откуда не ждал. Я вспомнил, что семинарист обещал зачёт автоматом, если кто-то решит нетривиальную задачку, которую сам же себе и придумает. Я залез в интернет, нашёл задачу про дни рождения в компании из n человек, снабдил её статистикой из Вконтакта и принёс показывать (авось, прокатит). На моё удивление, я был встречен с восторгом и не только получил автомат, но был назван лучшим студентом потока и был приглашён участвовать в научной работе в следующем семестре вместе с этим преподавателем... В своё оправдание могу сказать, что в передовики я совсем не рвался, а всего лишь хотел тихо получить "автомат"...
Чтобы хоть как-то обелить себя после описания сего недостойного поступка, перейду наконец к рассказу о самых интересных предметах... Началось всё с теории механизмов и механики машин (ТММ). Моему восторгу не было предела, когда прямо на лекциях и семинарах стали рассказывать как придумывать и рассчитывать механизмы! Первым делом я захотел придумать свой механизм по розливу водки в гранёный стакан (актуальная на тот момент задача). Идея быстро развивалась, была просчитана кинематика и даже спрофилирован кулачок, но, к сожалению, дальше чертежей не пошла, т.к. я увлёкся своим курсовым проектом, где нужно было рассчитывать настоящий механизм поворота руля самолёта.
Ещё интереснее всё стало, когда начался курс конструирования узлов и деталей машин. Теперь я окончательно понял чем хочу заниматься и не мог поверить, что я каким-то образом оказался именно там, где этому обучают. Что могло быть интереснее курса, где обучали как создавать конструкции машин и агрегатов? Это была квинтэссенция ТММ, сопромата и инженерной графики! Т.е. всех предметов, от которых я был в восторге всё это время.
Жаль только, что получить отлично по этому экзамену было практически нереально... Наш преподаватель славился (и до сих пор славится) тем, что запросто может поставить на экзамене 15 двоек в группе из 18 человек. На моей стороне было то обстоятельство, что экзамен был сразу после зимних праздников, а значит у меня было целых 7 дней на подготовку. Правда, моя уверенность немного убавилась, когда я посмотрел на список вопросов. Но делать было нечего, и я начал учить. Больше всего меня беспокоил вопрос по выводу формулы Герца для контактных напряжений. Я никак не мог её выучить, но т.к. это был единственный вопрос, который я не освоил в полной мере, я понадеялся на теорию вероятностей и оставил его в покое.
В день экзамена я был настроен очень много писать, поэтому идти первым за билетом мне никак было нельзя. Наверное, я забыл предупредить об этом свою группу, но все очень удивились, когда я почему-то остался сидеть, когда преподаватель спросил, кто будет первым брать билет. Никто не пошёл. Спросил ещё раз. Все сидят. Все стали кивать в мою сторону, но для меня это было подобно смерти, и я сидел. В итоге меня всё-таки вынудили пойти первым, но это ещё было не всё... Конечно же, теория вероятностей мне жестоко отомстила, и мне попался именно вопрос с выводом формулы Герца для контактных напряжений...
Это был конец. У меня меньше всех времени и вопрос, по которому у меня даже нет нормальной шпоры... Первый час я писал ответ на первый вопрос про сварку. Исписал два листа мелким шрифтом и принялся за формулу Герца. Удивительно, но каким-то образом я стал вспоминать как её вывести. Всё оказалось вполне логично, и я был близок к успеху, но тут закончилось время... Конечно, я сказал, что мне нужно чуть-чуть дописать (ведь я ещё не закончил второй вопрос, а была ещё задача), но когда я попросил ещё час, это было встречено всеобщим смехом. Вперёд меня идти никто не хотел, да оно и понятно. Я бы тоже с огромным удовольствием понаблюдал как чудак, который больше всех тащится от самого жёсткого предмета, отхватывает двойку и отправляется мотать сопли на кулак. Но в этот раз этим чудаком был я.
С первым вопросом никаких проблем не было, а вот на втором, как и предполагалось, пошло не так гладко. Я ещё раз попросил время, чтобы вывести формулу до конца, но получил отказ. Преподаватель попросил написать конечный вид формулы, но я сказал, что не знаю как она выглядит, но могу вывести. Тогда он показал мне её конечный вид и спросил что означают три коэффициента в ней. В этой лотерее мне повезло лишь один раз, с двумя оставшимися коэффициентами я ошибся. Тем не менее, я получил шанс решить задачу на первой парте.
С задачей никаких проблем не было. После формулы Герца рассчитать предохранительную муфту с разрушаемым шрифтом не составило никакого труда. Пока я рассказывал решение задачи, даже попутно вывел формулу для расчёта болтовых соединений, поэтому по моей оценке, на тройку я вполне мог претендовать, а если повезёт, то и на четвёрку! Каково было моё удивление, когда в зачётке я увидел "отл" (к слову, в этот же день около 10 моих одногруппников получили двойки).
На этом заканчивается история о том, как я три года подступал к процессу изучения своей специальности, о котором я расскажу в следующих постах.
Tags: МГТУ им. Н.Э. Баумана, Моя история, студент
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments